Обучение, которое почти всегда вредит?

Бывают ли знания вредными? 
Да, знания - это карта реальности, которая может отличаться от реальности настоящей.
(На днях немецкая семья подала в суд на Гугл - мужчина поехал по карте на мост, который не работал и разбился).
Карта не является реальностью и с этим связана главная проблема обучения - загрузить в человека «реальную карту» учебой невозможно. Она не будет детальной и скорее всего даже искаженной.

Две загрузки
Прямая: деньги - это зло.
Скрытая I: жил да был богатый человек и был он очень злой…
Скрытая II, с сетью убеждений: умирает богатый человек и распределяет богатство между своими сыновьями (богатство - это смерть, размолвка в семье и проблемы, которые надо решить и сделать это без сильных компромиссов невозможно).

И если с прямой загрузкой можно возразить и не согласиться - «Деньги - это образование, путешествия, утро, в которое ты выспался…», то со скрытой невозможно бороться, потому что она в долгую: 
- не выдает прямые закономерности, но строит связи, которые будут работать; 
- не обучает, но дает сигналы и подсказки; 
- не заставляет думать, а «помогает выбрать между мыслями». Лапароскопически, по крупицам собирает мнение, которое становиться со временем таким большим, что достать его наружу уже нельзя. С ним человек и будет жить, им будет оперировать в каждом решении.

Скрытая загрузка у нас во всем - от заголовка до финальной точки. 

Почему? Две причины
1. Да, «это кому-то выгодно», мнения лепятся с целью "скульптора по мнениям"
2. А вот это не так очевидно - человек испытывает нужду быть правым и поскольку большинство людей бедны и необразованны, то чтобы они потребляли «свой контент», стиль их жизни надо между строк поддерживать: умрет в сказке богатый и почти всегда от лени, бедный от того, что упал и сломал на работе шейку бедра или заболел холерой - не умрет.

Карта должна искажать территорию иначе она в голову массам не зайдет.

От сказок к жизни
Мне посчастливилось быть знакомым с разными людьми.
Один, кроме построения бизнеса, считается мастером построения отношений и возможно лучшим в мире. Без преувеличения. Он не читал Дейла Карнеги. Меня это удивило. Теперь нет.
Другой. Знаком косвенно, через близких людей. Лучший переговорщик. Скорее всего в мире. Он не читал книги о переговорах. Ни одной.
Необязательно уходить вверх, можно и на уровне обычных людей - были случаи, когда жизнь сводила с девушками, которые обучались на курсах обольщения. Все, что они делали было видно и не работало. А были те, которые ничему не обучались и работало.

В чем тут дело?
Учиться вредно? Нет. Вредно учиться в искусственной среде, потому что она будет закладывать ложный контекст и усложнять простое  (своего рода психотерапия - пока будут снимать тяжесть на душе, переложат ее на маму, папу и найдут сбои в твоем формировании и выйдешь ты оттуда с облегчением, но теперь ты происходишь из "нефункциональной семьи уродов", с искалеченным прошлым и с навыком снятия с себя ответственности и перекладывания на других).
В реальной жизни контекст другой и он отличается от уроков. Потому что контекст - это реальность, а уроки - это карта, которая всегда будет искажаться для того, чтобы поместить ее в чужие мозги - карта не ставится сразу и чтобы обучающийся ее принял целиком, карту надо под него искажать.

В поисках контекста
Надо писать свои истории. «Я сейчас сделаю …». «Я принимаю решение …» Иначе контекст будет искаженным, а человек, выросший в нем, будет жить по ложной карте, для которой нет реальности.

Сентябрь 21, 2023