Узники зоны копирования

Наблюдаю интересный феномен: дочка звонит со школы и спрашивает могут ли к нам прийти ее подруги из класса. Мы живем близко к школе и с наступлением холодов, московские дети уже не могут продлить общение во дворе школы, по ресторанам им еще в 10 лет рановато, и остается - по домам, я это понимаю.

В чем собственно вопрос

Я никогда не запрещал ей приводить друзей и даже не просил спрашивать разрешения. Дети приходят к нам часто и знают, что они никому здесь не мешают (обычно они поднимаются на второй этаж и внизу их не слышно). Почему тогда Сашка звонит и приводит детей только с моего разрешения? Я задумался, какие еще могут быть еще причины? Их приход нужно организовать? Нет, они могут пройти внутрь - у Сашки есть свой ключ, ее знает охрана во дворе и охрана в подъезде. Она доходит до квартиры без дополнительной организации с моей стороны.  

Почему она спрашивает разрешения? 

А дело в том, что так делают все ее сверстники. Чтобы привести кого-то из друзей домой, им нужно спросить папу или маму и Сашка просто им подражает, не обращая внимания на ее ситуацию. Что интересно, что когда она спрашивает в ее голосе слышен действительно вопрос: «Пап, а можно к нам придут Варя и Аня?», не простое уведомление меня, что они с девочками идут, а действительно «можно или нет?», т.е. она допускает ответ “нет”  и готова его принять.

Двойное копирование

Мы так сильно копируем наше окружение, что сами даже не знаем насколько мы их копируем. Случай с 10-ти летним ребенком означает, что с взрослением, мы решаем свои вопросы в рамках копирования и даже не посягаем на “думать вне зоны копирования”. 

Двойная западня зоны копирования:
  1. Мы ищем ответы только в зоне копирования (из зоны копирования ответы выглядят проверенными)
  2. Что еще более важно - мы задаем себе вопросы, которые заимствуем тоже из зоны копирования. Мы задаемся теми же вопросами и в том же тоне, что наше окружение (и поскольку нет правильного ответа на неправильно поставленный вопрос, мы можем быстро упереться в тупик, не потому что ответов нет, а потому что вопрос задан неверный).

Печальные последствия социальной пассивности

Человек, если не предпринимает осознанной работы по выбору круга общения, становится узником своей зоны копирования, хочет он того или нет. Мы социальны и в копировании окружения заключается и возможный прогресс и ограничения, наложенные нашей социальностью. Вот по-литературнее, чтобы запало - “мы ищем лучший вариант, как прожить чужую жизнь”, если не научились выбирать круг своего подражания осознанно.

Что делать

Осознанно выбирать зону копирования, чтобы видеть правильные ответы на, что более важно, правильные вопросы.   Высота 21 – 28 МАРТА 2020 Вербье, Швейцария
Октябрь 1, 2019