Модель обучения

обучение "Как быстрее всего овладеть навыками самому и как научить другого?" - это давний вопрос. И люди и компании выкидывают на ветер уйму денег в поисках идеальной модели обучения. Тем не менее, в этом нет ничего сложного. Ниже я рассмотрю две распространенные модели.

Индивидуальная модель обучения

Любое обучение представляет из себя цикл, состоящий из повторяющихся действий. Назовем его колесом обучения. Когда вращается колесо индивидуальной модели обучения, ученик проходит через следующие стадии:
  1. Сделал
  2. Решил, что было хорошо (подкрепил уверенность в себе)
  3. Понял, как это можно повторить (поверил в свой прогресс и свои силы)
  1. Сделал опять (цикл повторяется)
Прокручивая это колесо обучения, все плохое отпадает само собой, а хорошее остается. Так формируется наш личный стиль. Это не только самая приятная модель обучения, но и самая эффективная. Она развивает уверенность в себе.  Если вы вдумаетесь в нее, то увидите, что она полностью повторяет формулу успеха. В качестве примера скажу, что эту модель обучения используют тренеры боксеров,  выбирая соперников своим подопечным. Соперник выбирается немного слабее, чтобы развить не только навыки, но и уверенность в себе.

Стандартная модель обучения

Стандартная модель обучения похожа на индивидуальную, но содержит в себе мощный элемент критики извне, которая убивает личный стиль и уверенность в себе.  Эта модель стандартизирует того, кто обучается.
  1. Сделал
  2. Подождал оценки (человек боится критики и после первого инцидента остерегается ее)
  3. Получил критику и понял над чем нужно работать (и одновременно почувствовал себя виноватым)
  1. Сделал опять (цикл повторяется)
В результате этой модели обучения инициатива убивается, личный стиль стирается, уверенность в себе вырастает только на 50% от роста навыков. Навыки, не смотря ни на что, растут. Получаем хорошо выдрессированного усредненного человека с подавленной креативностью, который ожидает инструкций извне.

Сравнение двух моделей

Возникаем вопрос: “А что если человек, обучающийся по индивидуальной модели (не получающий критику),  не замечает плохого в своих действиях? Он же будет переносить свои ошибки в следующий цикл и сформирует опасные привычки, от которых потом будет невозможно избавиться?” Заслуженное замечание, и вот как его надо использовать. Критика и поправки должны присутствовать в  процессе обучения, но лишь тогда, когда ошибка грозит перейти в привычку. Только на 5-10 раз повторения одного и того же негативного действия, на него должно быть указано обучающемуся. Так обучают теннисистов. Они играют матч и потом им указывают на ту ошибку, которую они постоянно повторяли в течение матча, а не на ту которую они сделали однажды.

Выбор

Если же выбирать между чистой формой - индивидуальная модель обучения или стандартная, то индивидуальная одерживает верх. Так сформировали себя все предприниматели мира, певцы и актеры. Офисные работники, клерки и продавцы Мак Дональдс обучались по стандартной модели. Индивидуальная модель притягивает положительными эмоциями и это заставляет обучающегося дольше крутить колесо цикла учебы. Поскольку для этой статьи я выбрал спортивные примеры, я закончу ее в той же области. Предлагаю вам посмотреть видео Майла Джонсона, бежавшего на самые трудные дистанции 200 и 400 метров. Стиль его бега (ноги раньше головы) до сих пор вводит в ступор не только тренеров, но и болельщиков, но обогнать его никто не мог. httpv://www.youtube.com/watch?v=v2W_T77vwfQ&feature=related  
Июнь 22, 2011