Александр
Герасименко

Атрофия выбора

Категория: "Лидерство"

Багаж привычек

Человек приезжает в новое место и привозит с собой багаж старых привычек – старается найти ту же еду и делает себе подушку таких же размеров, к которым он привык.

Переезд во времени

А что если человек привык, что у него нет выбора? Эта привычка тоже переезжает? 

Да, привычки перевозятся через время. Эта – через поколения.

Порода такая

Поколения наших родителей и дедов в Советском Союзе могли выбрать на завтрак между: “Яйца отварить или пожарить?”. “Кофе или чай” – выбор уже не стоял, кофе не было. Люди буквально делились на категории: 1, 2 или 3, в зависимости от количества ложек сахара, которые они клали в чай. “Чай без сахара” – ты уже считался ненормальным (даже фриком назвать не могли, не знали такого слова).

Из плюсов отсутствия выбора – не было “усталости от выбора” и люди были в целом счастливее. Из минусов – ты не мог приспособить жизнь под себя и мог только быть счастливым, как часть массы – “счастлив, как все”. Персональный уровень счастья – был неподъемным.

Что мы потеряли в поколениях

Умение делать выбор – это навык. Он нужен для достижения успеха и для нахождения своего, персонального счастья. Его надо вернуть.

Базовое правило №1: Я всегда имею выбор.

Это касается всего. “Работы, партнера, завтрака, качества кофе на этом столе, самого стола и стула, на котором я сижу”. Если жизнь не дает счастья, сразу меть в точку – ты не умеешь делать выбор и эта ошибка системная. 

Следующие правила вытекают из правила №1 и автоматически соблюдаются при его активном использовании:

Правило №2: Выбор не предлагается, он создается

Возьмем знакомый пример – чтобы иметь лучший кофе на завтрак, надо 

a) заработать 

b) прийти в магазин 

c) попробовать разные сорта

Ошибка А: НЕ заработать

Помню разговор с одним американцем, которому разбила сердце одна моя знакомая. Когда он поплыл в фантазиях, он поднял тему, что я думаю на счет их двоих вместе (искал пути к ней, через меня). В ответ, я спросил его, что он может ей дать? “Денег у тебя нет, физическая форма – ты понятия такого не знаешь, настроение – хоть передачу снимай “о чем сегодня погрустить”. “Если даже у вас что-то и начнется, то готовься к окончанию, если не изменишься”. У нее был выбор и он получил отказ. По простому – он был недостоин того, что выбирал – “не заработал” на выбор.

Ошибка B: НЕ прийти в магазин

Нужно быть там, где есть выбор.

По английски “сделай выбор” звучит: “make a choice“. Дословно воспринимается двояко и “сделай выбор” и фоном идет немного другой оттенок – “make” – “создай выбор“. У нас есть пассивность на уровне лингвистической прошивки сознания. Ее надо устранить.

(Если у вас диссонанс с примером выше про американца, то на уровне “make a choice”, он все сделал правильно – он приехал в Москву, где выбор огромный, он создал выбор. “Платить” только ему было нечем, он пропустил первую стадию и приехал в магазин без “денег”).

Работа: Люди ходят на работу в обычных компаниях и хотят зарабатывать там много денег. Ты пришел не в тот магазин – на работе в рядовой компании нет такого выбора. Есть “возвращаться домой рано”, есть “уже через месяц получить деньги”, но “зарабатывать много денег” даже в меню нет. Работа в рядовой компании всегда платила по рынку и весь рынок не может вырасти так, чтобы всем начали платить очень много денег. Тебе нужно другое меню: или супер компания, где возможен реальный карьерный рост или в бизнес. Ты не в магазин пришел, это дверь в каморку, куда падает мусоропровод…

Ошибка C: НЕ попробовать разные сорта

Тот мужик, который на обочине чинит свою машину, он пробовал водить нормальную? Если бы он пробовал, он с какого перепугу бы купил то, за что он отдал деньги? Он не выбор сделал, а повторил решение своего дедушки. Только у дедушки выбора было два: Жигули или Москвич, а ты-то чего в нее залез? Сам факт, что ты открываешь капот, когда что-то не работает, говорит о том, что ты в этом что-то понимаешь. Ты должен знать куда идет бензин, а куда жидкость для омывания стекол и фар. Если ты знаешь о своей машине больше, ты может быть умный в машинах, но выбор ты делать не умеешь – не перепробовал достаточно вариантов.

Правило номер 3: не отдавай выбор, а возьми его

От слабости люди позволяют своим близким делать выбор за них. В запущенных случаях папа выбирает институт, а мама жену. Потом удивляются почему вся их жизнь не тянет на историю и читается, как статистика.

Другой вариант “от слабости”: обстоятельства делают выбор за человека. Люди или обстоятельства, не важно – это от слабости. Ты должен уметь делать выбор сам и делать его часто. Когда ты выбора не делаешь, теряется навык принятия правильных решений. Не жди хорошей жизни, если ты не умеешь главного.

Резюме

Умение делать выбор – это навык. Навык – чем больше ты его практикуешь, тем лучше ты в нем становишься.

 

29 дней до ФОКУСИРОВКИ

Я готовлюсь. Это будет мощь. Готовьтесь тоже.

Кто еще не вошел, вход здесь https://askalex.ru/focus/

Войти в лучшую форму

Следующая

X-фактор



Все записи »

Один комментарий на «“Атрофия выбора”»

  1. Денис:

    Теперь, кажется я начинаю понимать, почему Алекс не выкладывает новые ролики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *