О публичных выступлениях: мое интервью PR-директору LiveJournal Екатерине Пахомчик

Спикерклуб Это интервью было опубликовано в журнале Большой Город с некоторыми изменениями редакции журнала. Сегодня я публикую полный текст. Статья будет очень полезна тем, кто учится выступать публично или планирует начать это делать.   - Александр, расскажите, как все начиналось?   - Начиналось все как в фильме ужасов – сначала хорошо, а потом страшно. Меня пригласили на свадьбу. План был такой - отдать цветы, поесть и вернуться домой. Но все пошло не по моему сценарию. Я сидел за одним из столов в центре большого зала рядом с другими гостями. Втыкаю вилку в кусок мяса, заношу нож,  и на весь ресторан объявляют: «А сейчас напутственное слово молодоженам скажет Александр Герасименко». Я отрываю глаза от отбивной, а передо мной микрофон, свет, камера и 300 гостей… Если собрать в кучу весь бред, который я когда-либо сказал за всю жизнь, то 90% было бы взято из моей речи на той свадьбе. На пути домой мы с женой шли рядом и не разговаривали. Потом она спросила: «Саш, это что такое было вообще?» «Не спрашивай, не знаю», – ответил я. Панический страх публичных выступлений - не все, с чего я начинал. С детства у меня была нечеткая дикция, и люди меня постоянно переспрашивали. Так что в принципе можно сказать, что начиналось все действительно с нуля.   - Что же вас сподвигло совершенствовать свое умение и учить этому других?   - Злость. Я разозлился. Разозлился на себя, на свой организм, разозлился на то, что не могу достойно держать себя перед аудиторией. Тогда я начал читать статьи и книги о физиологии страха, публичных выступлениях, начал брать уроки у специалиста по постановке голоса… В процессе обучения у меня поменялись установки о себе. И так сильно поменялись, что я начал выступать везде: на профессиональных конференциях, в ресторанах Москвы как стэндап-комик, уехал в Америку и выступал там уже на английском языке. Мне понравилось выступать. Понравилось стоять на сцене и получать столько внимания от аудитории. Позднее, как это часто бывает, хобби переросло в работу. Хотя работой называть это я не хочу. Если бы мне не платили деньги, думаю, я обучал бы людей бесплатно.   - Ораторское мастерство, мастерство сценической речи… Одно ли это и то же? Что привыкли вкладывать в эти два понятия?   - У обоих существует огромное количество толкований. Времена сильно изменились и сегодня ораторское мастерство - это уже не разговор с массами, это умение влиять на мнение одного человека. Того, кто сидит в зале и думает, доверять тебе или нет, лишь с одной поправкой – этого человека много. Речь должна быть персональной и искренней. А сценическая речь… Это ваш голос и четкость дикции. Вы можете менять что угодно во время вашего выступления, но четкость дикции всегда должна оставаться максимальной. Это константа. Вообще, мы общаемся не на одном, а сразу на трех языках: русском, языке жестов и окрасках нашего голоса. Мы получаем от собеседника намного больше сигналов, чем могут в себе уместить слова. Вот мы с вами сейчас разговариваем, но вы сами дословно запоминаете мои слова? Нет, вы запоминаете лишь часть, все остальное место в памяти займут ваши эмоции. Это потому что три языка перемешиваются и оставляют одно впечатление.   - Так почему же люди боятся выступать? Краснеют, бледнеют, заикаются?   - Страх перед публичным выступлением - это не наш страх, мы унаследовали его от наших предков. Мы боимся пауков, крыс и полетов на самолете, потому что наши предки в течение многих лет умирали от укусов пауков, чумы, переносимой крысами, и от падения с высоты, которое мы можем испытать при полетах на самолете. Эти страхи генетические. По той же причине мы не боимся бабочек, одуванчиков и облаков. Страх публичных выступлений очень силен. Он генетический – передался нам по наследству, и композитный – состоит сразу из нескольких страхов. Публичное выступление очень похоже на события из нашего прошлого, от которого погибли миллионы людей. Я перечислю лишь пять.
  1. Такой страх похож на битву, потому что первый раз, когда человек стоял лицом к лицу с большой группой людей, эта группа, скорее всего, была войском. Ну как здесь сердцу не пытаться выпрыгнуть наружу?
  2. Страх публичных выступлений - это еще и страх быть изгнанным из племени. Если твое же племя тебя отвергнет, то один ты быстро умрешь от голода и зубов хищника. Тебе нужно обязательно понравиться слушателям. Провал приравнивается к смерти.
  3. Страх перед выступлением – это и страх чужой территории. Даже лев поджимает хвост, заходя на другие земли. Футболисты в гостях играют хуже. То же происходит и с нами, ведь мы почти всегда выступаем на чужой территории.
  4. Еще один фактор - клаустрофобия. Я замечал, что выступая под открытым небом, люди меньше волнуются, чем в помещениях. Наши предки избегали замкнутых пространств, потому что там они становились легкой добычей.
  5. И как ни странно, страх публичных выступлений имеет сексуальную природу. Сильный мужчина может очень уверенно выступать перед другими мужчинами, но как только в зал заходят женщины, он теряет в себе уверенность. Инстинкт продолжения рода вмешивается в наше поведение. Девушки поправляют прическу и, волнуясь, пытаются понравиться, когда в зале есть мужчины. Не то чтобы они ищут потенциального партнера, это рефлекс - и он берет свое. Как будто этого мало, все остальные «особи» вашего пола теперь воспринимаются подсознанием как соперники в возможном спаривании, и вы опять готовитесь к сражению.
Страх публичных выступлений очень силен, потому что под ним есть мощная подсознательная база. Многие психологи ошибаются, когда говорят, что страх перед публикой появляется в школе, когда на нас впервые накричала учительница. Нет. Он не ПОявляется, а ПРОявляется. Наша задача понять его природу и прекратить его, как мешающий жить в современном обществе рудимент.   - Мы часто восхищаемся умными и предприимчивыми ораторами, теми, кто не лезет за словом в карман. Звездами же действительно не рождаются?   - Рождаются! Только вместе со звездами рождается и их страх. Чтобы дать нашей звездности проявиться, мы должны поместить себя в правильное место, где страх пройдет. Еще давно я придумал аббревиатуру, которая мне очень помогает жить С.О.С. – Страх Определяет Судьбу. Если вы задумаетесь, это действительно так. Если мы поборем свой страх, то мы сами можем заново написать весь сценарий своей жизни, а если мы не справимся с ним, то он и дальше будет нас загонять, как пастух гонящий стадо. И, кстати, если посмотреть кругом, это обычно и происходит.   - Как это умение помогает в карьере, в жизни?   Люди часто робеют перед мнимыми авторитетами. Бояться своего босса, бояться подойти и заговорить с незнакомкой, стесняются попросить о том, что им нужно. Но все это меняется, когда ты можешь свободно думать и уверенно говорить перед полным залом людей. Разговор с любым одним человеком, уже считается для тебя милой беседой. Это похоже на прыжки с отягощениями. Когда вы научились прыгать со свинцовым поясом, а потом сняли этот пояс, вам кажется, что вы можете прыгнуть так высоко, что улетите с земли в космос. Когда ты умеешь хорошо выступать, ощущение, кстати, очень похожее.   - В вашей практике наверняка есть памятная история, связанная с выступлениями других людей...   - Однажды к нам в Спикерклуб пришел парень, назову его Игорем. На первом выступлении люди всегда рассказывают о себе и том, что их к нам привело, это нужно, чтобы лучше влиться в коллектив. Игорь встал перед залом с каменным лицом и с ломом вместо позвоночника. Конечно, я много раз видел разного рода волнение, но такого страха, как в этом парне, не было ни у кого. В середине выступления у него так задергались руки и части лица, что я действительно задумался: «А если он сейчас умрет, интересно, я буду за это отвечать?» Сейчас, возможно, эта история выглядит забавной, но тогда было не до смеха. Я думал, он не закончит свое выступление и выбежит из зала. Речь, однако, он закончил, но на следующую встречу не пришел. Я этого ожидал. Тогда я сделал то, что никогда не делал – я написал Игорю письмо и попросил его вернуться на занятия. Я воспринял это как вызов моим навыкам коуча. А смогут ли мои методы помочь в таком тяжелом случае? Я пообещал ему, что если он не пропустит ни одного из десяти занятий, он сможет свободно выступать перед аудиторией. И Игорь пришел. Каким же было наше удивление, когда на пятом занятии в Игоре проснулся настоящий артист комедийного жанра! Я не работал с ним индивидуально, в том письме я лишь попросил его прийти на полчаса раньше, чтобы мы сделали несколько упражнений, в остальном он просто стал частью клуба. Мы смеялись во время его выступлений до слез и боли в животе. Все до единого. Когда у Игоря закончились десять занятий из курса, ко мне подошли двое других участников и сказали, что они готовы заплатить за него только для того, чтобы они могли продолжить слушать его выступления каждую субботу. Вот как бывает. Выступал он просто изумительно.   - А было же самое-самое выступление? Кого вы считаете эталоном?   Идеальное выступление всегда шокирует и исходит от сердца одновременно. Что-то типа последней лекции уже покойного Рэнди Пауша, когда он начал: “У меня рак поджелудочной железы. Он разросся по печени и брюшной полости и врачи уже ничего не могут сделать. Я умираю и мне это не нравится.” У нас были похожие выступления. Выступления были очень откровенны, поэтому я не буду называть имен. Вспоминается выступление одной успешной женщины. Она начала: “Мне 75 лет. Не так давно я похоронила мужа...” это было искренне выступление. Всех тронуло. И закончила она его красиво: “Я много раз начинала жизнь заново и сегодня я хочу начать еще одну». Одна девушка начала выступление с признания, что она и все ее предки имеют какую-то врожденную патологию мозга, из-за которой ни она, ни ее родители не могут научиться кататься на велосипеде. Она рассказала, как она старалась сделать невозможное – сдать на права. Рассказала про слезы, постоянные мелкие аварии, про желание сдаться. Она не просто рассказывала, а переживала это все перед нами заново. Это была речь, проникающая в душу. У кого-то в зале даже проступили слезы. Она закончила тем, что после смены многих инструкторов, она остановилась на одном и, взяв у него 45 уроков вождения, таки сдала на права. Мы ей хлопали, как будто она Оскара при нас получила. И еще помню одного парня, который сказал, что он недавно приехал в Москву и познакомился с чудесной девушкой: “Теперь мы с ней живем вдвоем в ее трехкомнатной квартире в центре Москвы”.  Как же он красиво держал паузы. Просто пленил всех точностью своих фраз и искренностью. Конечно, это не все самые-самые выступления. Но что интересно, что после того как люди раскрылись, все их остальные речи были выдающимися.   - Так за сколько занятий можно стать совершенным оратором?   - Страх пройдет через пять-шесть. Но профессиональное выступление - это не просто отсутствие страха. Надо научиться правильно преподносить информацию, чувствовать, где есть место цитате, где должна быть шутка, а где придется кстати история. Говоря о профессиональном ораторе, мы говорим о человеке с набором правильных привычек. Через 10-20 занятий такие привычки уже формируются. Что касается совершенного оратора... Его не существует, потому что каждый из нас ограничен своей компетенцией. Дейл Карнеги отмечал: для того чтобы выступить перед аудиторией, человеку нужно знать в 40 раз больше, чем он собирается сказать. Приходим к выводу, что если вы выберете очень узкую тему, выучите 100 входящих в нее слов, то очень быстро можете стать совершенным оратором, но с поправкой – по вашей узкой теме.   - Что важно при обучении? На что нужно обратить особое внимание?   - Надо помнить, что вы не просто учитесь выступать, вы вырабатываете правильные привычки. Самое главное в выработке привычки - это практика и наличие обратной связи. Все остальное - перерасход времени. Теория бесполезна. Представьте себе, что тренер по боксу вытаскивает из-за батареи доску и начинает рисовать перед сидящими боксерами длинные списки: сместите вес на левую ногу, напрягая портняжную мышцу, разверните таз с помощью пресса и косых мышц, поставьте правую ногу на носок… Чушь! Где будет этот список во время боя? Боксеры так не делают. Они выходят на ринг и практикуются в спарринге. Так вот, умение выступать и выступать красиво - это как бокс, набор привычек, а не запас знаний. Чтобы эти привычки выработать, потребуется много практики и профессиональная обратная связь, дабы плохие привычки не пустили корни.   - Чему вообще может научить преподаватель? Это раз и навсегда? Английский, например, при отсутствии практики через некоторое время забывается, не случится ли то же самое с навыком выступать перед публикой?   - В том же английском языке есть выражение Use it or lose it – используй это или потеряй. Бывают случаи, когда после долгой паузы у людей возвращается страх выступлений. Но если начать над ним работать, снимается он легче и быстрее, чем в первый раз. Моя задача как тренера - научить человека выступать так, чтобы он не перестал это делать. Ведь если у вас что-то очень хорошо получается, вы ведь будете искать возможности сделать это вновь, не так ли? А значит, не растеряете навыки.   - Но как можно справиться с волнением при выступлениях?   Теоретически надо глубже дышать, выбрать в зале людей, которым вы нравитесь, и сфокусироваться на них во время выступления. Практически? В голову приходит ситуация: клиент звонит своему коучу и бешено орет в трубку: «Коуч, я выпрыгнул из самолета и у меня нет парашюта! Что мне делать?» Сейчас, дорогой мой, ты больно упадешь. Чтобы встать и отряхнуться, тебе понадобится какое-то время. Но ты выживешь. От публичного выступления еще никто не умирал. Далее делай выводы!   - Все мы знаем, что важно найти свою изюминку. Как запоминаться людям? Вы этому тоже учите?   Учим, и напрямую и косвенно. Но чаще изюминка сама проявляется в человеке, как только у него проходит страх. В отсутствии страха ты уникален, у тебя рождается свой стиль, а значит, ты интересен. А запомниться совсем не трудно. Главное в погоне за уникальностью, не наделать глупостей. Ведь запомниться надо хорошим, а не как в том анекдоте, когда грубый молодой человек выходит из поезда и слышит из своего купе крик: “Молодой человек, вы кое-что оставили!” Парень с тяжелым чемоданом бежит за уезжающим поездом и, запыхавшись, кричит: “Что я оставил?” А ему старичок медленно так отвечает: “Плохое впечатление”.   - А если человек от природы не общительный, нужно ли переступать через себя?   - Давайте будем до конца честными. Почему человек может быть необщительным? Только потому, что он боится общаться и не умеет этого делать. Других причин нет. В людях живет огромное количество негативных установок: я недостаточно красива, люди не дают мне нужного уважения, я кажусь глупее, чем я есть на самом деле… Научиться правильно общаться надо, хотя бы потому что 90% положительных эмоций мы испытываем от общения с другими людьми. Я не верю в необщительных людей, я верю в пленников своего страха и эго. А эта проблема, к счастью, легко разрешима.   - Поделитесь парой-тройкой секретов, пожалуйста.   - Назову, пожалуй, три самых доступных и не требующих особого героизма. Во-первых, читайте вслух. Так вы привыкните к собственному голосу и не будете вздрагивать в шоке: «О, я заговорил, ужас, я выступаю!» Во-вторых, поставьте себе хорошую дикцию. Это проще, чем кажется. Вставьте в зубы пробку от вина и повторяйте в машине все, что говорит ведущий на радио. Говорите так четко и громко, будто от вашей дикции зависят жизни людей. 15 минут по дороге на работу и 15 минут обратно за несколько месяцев изменят вас с «мне не нравится мой голос» на «это что, я так говорю?» В-третьих, ведите личный дневник. Со временем вы научитесь записывать туда только самые важные мысли, а не весь тот поток, что приходит в голову. Эта привычка перейдет в вашу речь, вы научитесь говорить лаконично и только о важном, когда все вокруг вас часами будут болтать без толку в надежде родить из словесного мусора суть. Еще личный дневник поможет вам лучше узнать себя. Часто мы не можем выразить мысль, потому что сами не знаем, чего хотим. Мысли нет! Когда человек знает, что хочет сказать, найти слова становится намного легче.   - Ну и можно пять советов выступающим? Только запоминающихся!   - Пять советов… Выступая перед новой аудиторией, обязательно дайте ведущему листок, где написано, как вас представить. Если вы представитесь сами, то можете перехвалить свои регалии, и аудитория вас невзлюбит за высокомерность, или недооцените себя и не получите заслуженной доли внимания. Не разглядывайте потолок, пол и стены. Смотрите в глаза аудитории! Были случаи, когда в Спикерклубе половина зала была в восторге от выступления оратора, а остальные говорили, что не поверили ни слову. Все потому, что выступающий смотрел на одних людей и совсем проигнорировал других. Если вы неопытный оратор, не думайте о том, что делать с руками. Просто сфокусируйтесь на своих мыслях, руки сами подключатся. Если вы опытны, не допускайте другую ошибку – не делайте постоянные симметричные жесты. Используйте обе руки только для акцентированных, суперважных мыслей. Одной руки хватит, чтобы показать, куда ведет ваша мысль. Никогда не зубрите вашу речь. Попробуйте поставить пластинку с того же места, с которого она сбилась - у вас не получится. А пластинка вашей речи точно будет сбиваться. Хорошо продумайте начало и концовку, в середине вам нужны лишь тезисы. Кроме того, если вы будете говорить текст по памяти, он будет звучать так, будто вы читаете. Это будет скучное выступление, я называю такие «Брежнев без бумажки». И последний совет. Никакое количество советов не заменит вам практику публичных выступлений. Помните, что общение - это набор привычек. Когда у вас не сформирована привычка вести себя естественно на сцене, из вас полезет что угодно, только не то, что вы хотите показать вашей аудитории.
Октябрь 4, 2012