Новые ниши в бизнесе 2

Захотелось продолжить тему, которую я начал в прошлый раз Новые ниши в бизнесе. Получился небольшой сиквел. Сегодня "Новые ниши в бизнесе 2".

  • Почему некоторым бизнесам суждено закрыться, даже несмотря на их “Дела хорошо!” сейчас?
  • Почему одни бизнесы нашли нишу, вошли в неё и выросли, а другие были из этой ниши изгнаны?
  • Почему бизнесмены постоянно закрывают свой бизнес и вновь сталкиваются с вопросом: “Чем бы сейчас заняться?”.

Барьеры, которые надо уметь строить

Каждый раз, когда человек выбирает себе направление для нового бизнеса, я задаю вопрос: “Какой барьер для входа конкурентов?”

Очень часто в ответ слышу: “Ну, нет особого барьера, просто пока этим мало кто занимается и можно было бы заработать”.

Подобный диалог означает, что ты всю жизнь будешь искать для себя новые направления для бизнеса и бегать от одного пустеющего водопоя к другому. Если после открытия ты начинаешь зарабатывать, радуешься и не строишь барьер для конкурентов, то ты не бизнесмен, ты “нише-искатель”. Ожидай всю жизнь провести в статусе одинокой красотки в вконтакте - быть "в активном поиске".

На принципе “найти нишу и высосать из неё деньги” сегодня строится всё любительское обучение бизнесу в России. Возвращаемость клиентов на “курсы бизнеса” обусловлена не успехами учеников после прошлого курса, а их наркоманским пристрастием к “найти новую нишу в бизнесе”.

Успешные бизнесы строят барьеры для конкурентов

У Microsoft столько патентов, что вы можете, конечно, написать новую операционную систему, скажем не Windows, а Doors, но сделать это без их патентов, значит создать Doors, которые будут “скрипеть, заедать и отваливаться с петель”. Microsof построил надёжный бизнес, потому что огородил его барьерами.

Google сделал отличный поиск текста и картинок, привязал нас к его gmail, создал карты, но и этого мало… Он создал браузер Хром и приучает нас вводить поисковые запросы в адресной строке Хрома (в самом верху страницы), а не в форме поиска (где мы привыкли их писать). Почему?

1. Это увеличивает трафик Гугла, потому что все запросы из адресной строки Хрома идут в Гугл. Скажем вы хотите найти что-то в интернете и вы пользуетесь Хромом. Пока вы зайдете в Яндекс, напечатаете поисковую фразу в форме поиска... Вы печатаете поисковую фразу сразу в адресной сткроке. Вы сократили процесс на 1 шаг, но получили поисковую выдачу Гугла.

2. С каждым прецедентом пользования Гуглом у вас строится привычка - пользоваться поисковиком Google. И Гугл понимает, что привычки потребителей - это серьезный барьер для конкурентов. Гугл строит барьеры.

Их слоган "Don't be evil" (не будь злым), стоит продолжить: "Don't be evil, but build barriers" (не будь злым, но строй барьеры). Гугл - это "добрый" строитель. Строитель барьеров для конкурентов.

Лаборатория Инвитро расширила свою сеть до гигантских размеров (более 800 пунктов приёма анализов) и, кажется, построила непреодолимый барьер для входа конкурентов – Инвитро всегда рядом. Чтобы возвести эту стену ещё выше, они стали выдавать клиентам дисконтные карты. Они рядом и у тебя там скидки, куда ты пойдёшь?

Но частные медицинские центры стали расти, как грибы и начали принимать скидочные карты Инвитро: “У вас скидка в Инвитро? Мы дадим вам такой же процент скидки на наши анализы!” (В итоге получается и дешевле и быстрее).

Всегда после построения бизнеса начинается невидимая борьба за построение барьеров и если частные клиники, будучи местом первой инстанции обращения пациентов используют своё первое место, Инвитро придётся очень тяжело. Частные клиники могут открывать свои региональные центры приёма анализов и использовать свой “местный (почти родной)” статус. Сейчас для крупной сети медицинских анализов время или продавать компанию или менять стратегию.

Facebook купил whatsapp, а Твиттер купил перескоп именно по причине спасти свой бизнес, потому что понимали, что у них нет барьера от маленьких новичков. Они не хотели повторять ошибку Yahoo когда те отказались покупать Google.

Построение барьеров для конкурентов так же касается и выбора профессии. Если твоей профессией легко обучиться и врождённый талант не требуется, то несмотря на твои заработки в этом году, в будущем году (если ты не построишь барьер для конкурентов: сеть клиентов, личный бренд, стратегические партнерства…) готовься затягивать пояс, потому что найдутся конкуренты, которые это сделают.

Очень часто люди смотрят на дырку и думают: “О, нашёл! Ниша!” Не торопитесь так думать. Из-за такого мышления закрылись многие. Если вы не сможете поставить ваших конкурентов в будущем “к барьеру”, то они поставят ваш бизнес “к стене”. Это правило работает с беспощадным постоянством.

Февраль 29, 2016