Моя Сашка пошла в 4-й класс

Я обычно пишу сильные статьи и говорю еще сильнее. Но как и у каждого человека у меня есть слабости. Сегодня моя самая слабая сторона пошла в школу, в 4-й класс. Навеяло и решил с вами этим поделиться:

Давным давно

Когда я заканчивал школу, на последнем занятии, учительница химии попросила нас написать сочинение: “О школе”. Это была именно просьба. Очень хорошая была учительница, понимала, что есть вещи важнее химии. Помню, что уважал ее, но написал, что думаю все равно. Свое сочинение закончил словами: “Мои дети никогда не пойдут в эту школу и в такие, как эта”.  (Школа это была отдельная история, яркая. Я аргументированно перечил учителям-коммунистам, очень авторитарной директору-коммунистке, часто со свойственным мне циничным юмором, и из-за этого у меня были серьезные проблемы. То сочинение каким-то образом попало к директору и она открыто валила меня на экзамене по литературе. Настаивала на двойке, даже после отличного ответа по предмету, в котором я был хорош. В итоге я получил тройку, со словами: “чтобы не выпустить тебя со справкой”. Но та тройка только укрепила веру, что я могу идти против системной тупости (тем более, когда я стал единственным из класса, кто поступил на медицинский, когда отличник, любимчик коммунистического преподавательского состава не прошел конкурс).

20 лет назад: два исключения

Когда я приехал в Москву в 1999, я преподавал английский язык. Меня не брали на работу врачом с моим не московским дипломом (да что там, меня без прописки не брали никуда) и тогда мой английский пригодился. Я не занимался с детьми, как я говорил “чтобы не отупеть”. Надо признать это была правильная стратегия, которая впоследствии познакомила меня с первыми людьми в стране, но были и исключения. Первым исключением было, когда за тысячу долларов в день я обучал дочь одного человека истории, которую мы вместе учили на английском. Она приехала в Москву на каникулы и мы подтягивали ее предметы. Читали про Гитлера... Я не знал истории европейских стран тогда, это было очень интересно.  Вторым исключением было двое ребят. Ко мне обратился отец одного из них: “Никто, никто не может ничего поделать с ним и его другом. У него одни двойки, учиться он не хочет. Я жду когда его можно будет сдать в Суворовское училище. Возьмешься?” Я взялся. Эти двое супер классных пацанов просто поразили меня. Они были смелые, умные, с чувством юмора, со своими интересами, в каждом из которых они знали в сто раз больше меня.  За год я довел их английский до почти разговорного и они сдали школьные экзамены, один на 5, другой на 4. Один таки пошел в суворовское, другой “взялася за ум” по словам отца.

Провалы

Были и провалы. КГБ-ист, генерал за 70. Ну с ним понятно, сейчас бы сразу отказал, тогда думал, что могу все. (Когда друзья спрашивали, как у него дела, я шутил: “Плохо. Умер он.”) Пол года мы с ним потеряли, но отлично пообщались и я многое узнал/понял по его работе.  Еще был провал - не смог научить английскому неслышащую девушку. Это был интереснейший опыт. Меня поразило, как она не могла запомнить глаголы, которые относились к звукам или имели связь с восприятием на слух (они казались ей лишенными смысла, абстрактными). Тогда ей было 19 лет и она быстро взрослела. У нее получилось бы, без сомнения, и получалось тогда, но в другой жизненной стадии. Как бы это странно не звучало, она была на редкость общительной. Но получалось в 99% случаев. Даже сейчас бывает на тренингах подходят люди и говорят: “Александр, здравствуйте! Не узнаете? Вы обучали меня 15 лет назад.” В большинстве случаев я не помню. Но я помню методы, которые я использовал. Я пользуюсь ими до сих пор.

Сегодня утром

Пришел со школьной линейки, моя Сашка пошла в 4-й класс. Школа не в Тирасполе, где учился я, в центре Москвы. Справился ли я тем обещанием… Сижу и думаю. Я действительно начал писать этот пост с мыслью “Справился ли я” и так сильно ушел в сторону. В голове звучит “... и воспитанными быть, учат в школе, учат в школе, учат в школе...” Так мало изменилось. Те же песни, те же речи… Я очень хочу видеть зажженные глаза ребенка в этом году. Очень.

Как должно быть

Я знаю, как тяжело работают педагоги, но как только я слышу слово “педагог” я понимаю бесполезность их работы. Если ребенок приходит домой без горящих глаз, от того, что он делает, тогда то, что ты делаешь - бесполезно. Человека надо научить “включать мозги”, и делается это не фразой “эй, ты, включи мозги”, ему нужно помочь найти задание, в котором он лучше учителя и лучше своих сверстников. Подчеркиваю, не “дать задание”, а помочь найти “магическое задание”, которое его зажжет. Для этого надо доверить этот поиск ему. Отдать со знаем, чем это закончится - “у него получится” и когда он его найдет, увидеть, что он нашел со стороны и указать ему на находку. Пока учитель знает тему лучше ученика, говорит, как правильно делать, он будет тушить мозги и заставлять их искать что-то на стороне. Дети не будут хотеть учиться, потому что каждый человек, с самого детства ищет в чем он лучше других, это называется талантом. Если ты не помогаешь ребенку взять его талант в коробочке - “На, это твое. Расти его. Когда он растет, тебе хорошо. Когда не растет, тебе плохо”, то какой ты педагог, ты просто назидатель.  

Спикерклуб-VIP

Москва, 21 сентября – 20 октября 2019

speakerclub.ru

Сентябрь 2, 2019