Система образования, как система освещения

Освещение-столов Система образования устойчиво демонстрирует две вещи:
  1. Неспособность научить тому, чему она учит.
  2. Непонимание чему надо учить. Об этом и пойдет речь.
  Визуально система образования выглядит, как ресторан с высоким потолком. Можно обучать всему по чуть-чуть: повешать люстру у самого потолка и пытаться осветить тусклым светом столы, шесть метров ниже. Или можно протянуть с потолка длинные шнуры, повесить на них плафоны и точечно направить мощный свет на столы, где он нужен. Я убежден в том, что системы образования во всем мире перерасходуют силы учеников и работают по принципу очень дорогих люстр у самого потолка. Такие светильники потребляют очень много энергии учеников и едва освещают то, что находится вокруг посетителей.  

Биология

Весь школьный цикл детей обучают бабочкам и тычинкам и не дают ровным счетом ничего по здоровью самого человека. Эти романтики, наверное, думают, что обучают бабочек.

Математика

Математика доходит до сложных интегралов, но нет задания рассчитать налог, который ученику точно придется вычислять. О бухгалтерии ни слова. Лампа у самого потолка и полная темнота за столом. Систему строили: романтики, оторванные от реальности.

История

На уроках истории детей обучают тому, что было две тысячи лет назад в одной из европейских стран (Италия, древний Рим), но не говорят ничего о законах, которым надо подчиняться СЕЙЧАС, в ТВОЕЙ СТРАНЕ, ТЕБЕ. Какой-то Куку-лэнд, реальный, если задуматься. Лампы не просто висят под самым потолком, они будто направлены вверх в окно в крыше, а не вниз, на землю.

Физкультура

На самом деле это урок жандармерии: “Я хочу видеть, как ты потеешь!” А как на счет ввести ряд нормативов и те ученики, которые их не сдали, просто должны их пересдать? Пусть дети привыкают тренироваться сами. Социально школа – это не потное учреждение. Навязанным уроком физкультуры детей приучают с детства: “без жандарма тренироваться не надо”. Так калечат их волю.

Русский язык и литература

Писать в школе надо заунывные скучные вещи, как это делали классики 200 лет назад, когда еще не было ни телевизора, ни интернета. У тех мужиков практически не было конкурентов, кругом шли войны, книг было мало и трагическую скукотень в те времена читали только потому что она была напечатана. Сегодня надо учиться привлекать внимание читателя и удерживать его, учиться развлекать и обучать между строк. За столом литературы сегодня не хватает низких ламп дневного света, которые будут освещать, что надо людям сейчас в реальном мире. Разностороннее образование навязанное всем - это тусклая лампочка, которая “портит зрение” учеников доводя их до “слепоты” за 11 лет школы. Нас учат делать бесполезные вещи “на случай, если потом пригодится”. Одиннадцать лет не хватает чтобы выучить все, чему учат, но хватает, чтобы построить привычку мышления "Делать бесполезные вещи - это правильно". Слоган “Мы готовим ребенка к жизни”, звучит благородно, но в миг становится худшим из слоганов, если сравнить его с “Мы даем ребенку жизнь”. Уже совершенно понятно, почему выпавшие из системы обучения Бил Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Майкл Делл и другие так много добились. Они решили делать то, что нужно людям прямо сейчас и отказались от тусклой системы просвещения "на случай, который никогда не придет". Что непонятно до сих пор, так это до каких пор система будет игнорировать реальность и обучать людей множеству ненужных вещей, ставя себе в оправдание: "Зато у нас полок высокий!". Или стройте ниже потолки или опускайте лампы, но не расходуйте зря энергию учеников.
Октябрь 28, 2014