Когда критика работает, а когда нет

Откуда взялась критика

Мы недовольны тем, как устроен мир и начинаем критиковать его за все то, что нам кажется не так. Нам кажется, что в мире, как в поломанном телевизоре, отошел контакт, и если мы его хорошенечко треснем, то он заработает. Под руку идут люди, законы и вещи. Вот так, благородное начало – сделать мир лучше, ухудшило этот же мир и сделало его враждебным. Как и любая другая привычка, привычка выражать свое недовольство была изначально подкреплена вознаграждением - после скандала в ресторане, нам заменили блюдо и у нас отложилось, что открытая, громогласная критика улучшает жизнь. Потом мы попробовали критиковать коллег и знакомых, применяя на них ту же “проверенную” стратегию, но тут наша стратегия дала сбой, оставив нас в полном недоумении: “То критика работает, то нет. Так как же быть?” В результате, одни люди “засовывают свою критику подальше”, прячась за маской постоянной вежливости, а другие ругают всех и вся на чем свет стоит на случай что один осколок от “гранаты” все-таки попадет в правильную мишень.  

Популяризированное мнение о критике

  Почти все коучи говорят, что “критика бесполезна”. Но это еще одно хорошее начало, которое приводит к плохому концу. Во-первых, страх - это самый сильный мотиватор и есть случаи, когда людей надо “очень сильно мотивировать”. Во вторых, если человек совсем не получает от вас критики, то он теряет доверие к вам и думает, что вы ему во всем лжете.

Случаи, когда критика работает, а когда нет

 

1. Критику надо доставлять, когда нужно убрать элемент поведения вовсе, а не подкорректировать его.

Пример: если наругать человека за использование слов паразитов, то он замолчит вовсе. Пытаясь улучшить речь, мы заставили человека замолчать, убрали поведение вовсе. Если наругать человека за то, что его идеи не так умны, то он не выдаст лучших идей, он перестанет их озвучивать вовсе. Критика может “вырвать зуб с корнем”, но не может “его вылечить”. Иными словами, хотите, чтобы работник тупо выполнял ваши указания как машина, наругайте его хотя бы за один элемент в его действиях и вы добьетесь вашей цели. И наоборот, если хотите, чтобы работник сам действовал лучше, без ваших постоянных инструкций, не критикуйте его.   2. Критиковать надо, чтобы заставить человека делать хоть что-то, хоть как-то, но не в случаях, в которых надо добиться высокого качества. Главное направление, в котором критика эффективна это - “поднять дисциплину”, но никак не “заставить человека больше проявлять свой талант”. Мы можем заставить работника приходить на работу вовремя (дисциплина), можем заставить его симулировать больше вежливости в разговорах по телефону с клиентами (дисциплина), но не можем заставить его придумать более креативное решение проблемы (талант).  

Кто может критиковать

  Критика очень болезненна, а от боли люди бегут. Это значит, что критика сойдет вам с рук, в случае если у вас есть сильнейший рычаг, влияние на судьбу человека. Пример: Если вы босс мафии и недовольны одним из “подчиненных”, то “подчиненный” к вашей критике прислушается, иначе его труп будет кормить рыб в бетонном тазике на дне реки. Но если вы общаетесь с коллегой по офису, на которого у вас столько же влияния, сколько на погоду в Эфиопии, то перед тем, как начать его критиковать стоит подумать – “А я вообще влияю на его судьбу?”  

Как нужно критиковать

  Так как же корректировать нежелательное поведение в людях? Получается, что надо или терпеть людей какие они есть или стразу расставаться с ними, раз изменить их поведение критикой невозможно? Нет, терпеть не надо. Расставаться возможно надо, но не сразу. Лучше научиться правильно доставлять критику. Чтобы критика меняла поведение человека, а не прекращала его вовсе, ее надо научиться доставлять не в центр боли, а в центр удовольствия. Как это сделать и будет темой одного из ближайших видео на askalex.ru (видео уже опубликовано здесь)
Август 27, 2013