Александр
Герасименко

Как развить креативность

Категория: "Лидерство"

Креативное решение – это результат нового сплетения разрозненных участков знаний. Поэтому в формировании развитой креативности принимает участие два фактора:

1.       Начальные знания человека в разных областях жизни. Порой даже в тех, которые не имеют прямого отношения к решаемому вопросу.

2.       Способность мозга переплетать разрозненные знания в новые связи. Эти связи мы и называем креативными идеями.

Чтобы развить креативность, надо уделять внимание обоим этим пунктам, так как без любого из них об уникальных идеях и речи быть не может.

Если вы знаете мало или обладаете сильно поверхностными знаниями, или еще хуже – если все ваши знания сосредоточены только в одной области (несоответствие первому из описанных выше двух пунктов), то шансы на рождение креативных идей сильно падают из-за низкого количества исходного материала. Вы не будете знать, где брать свежие идеи. Необходимо понять, что мысли не приходят из ниоткуда, как бы вам иногда не казалось, что все гениальное выглядит просто.

Музыканты иногда говорят, что когда они придумывают новую музыку, у них возникает ощущение, будто они вспоминают мелодию, которая в них уже жила. Они говорят  “вспомнил”, потому что их мозг сам предлагает им мелодию, соединив связями импульсы из совершенно разных нейронов мозга, которые существовали до этого, но еще никогда не работали вместе. Чаще всего это происходило, когда эти гениальные люди думали даже не о музыке, но об этом и почему это происходило, я расскажу завтра, когда вернусь домой из отпуска.

Пик развития креативности человечества пришелся на 19 и 20 столетия. Это произошло, потому что знания людей достигли такого высокого уровня, что наш мозг стал переплетать всю заложенную в нас информацию соединяя ее в единую сеть прорастающими, тянущимися друг к другу нейронами. В результате появились обширная сетка нервных клеток (они выглядят как нити) – с множеством новых связей, а значит и множеством креативных мыслей в местах формирования “новых узелков”. Эти связи (креативные идеи), до этого не могли образоваться из-за отсутствия необходимого для них строительного материала – достаточного количества исходных знаний. Так мы видим, что развитие креативности человечества происходило прямо пропорционально росту наших знаний.

Следует отметить, что первый пункт – создание большого запаса разносторонних знаний, в современном обществе стал самым пренебрегаемым средством в развитии креативности из-за длительности и трудности его формирования. Кстати, разносторонняя информация не прилипает к мозгу с разных его сторон в беспорядке. Она достраивается на уже имеющиеся модели и ищет аналогии с тем, что нам уже известно. В момент “достраивания” мозг учится формировать новые связи и тем самым не только наращивает исходный материал для рождения новых идей, но и развивает способность к формированию новых сплетений нейронов – учиться “клеить” одно с другим, что мы собственно и называвем развитием креативности.

Современные тендеции в мире, где каждая секунда на счету заставляют нас искать прямую, самую короткую дорогу к развитию креативности, и мы фокусируем все наши усилия на втором пункте – умении связывать уже имеющиеся знания для рождения свежих решений. Это правильная краткосрочная тактика, но не верная долгосрочная стратегия, которая уходит корнями в наши ошибочные стереотипы понимания времени. Когда нам потребуются новые идеи, а на дефицит таковых еще никто не жаловался (как говорят “кашу маслом не испортишь”), может быть так, что идеи выжать будет неоткуда, лимон уже выжат, опустел и засох.

Это напомнило мне случай, когда Шварценеггер был приглашен на съемки очередного фильма, но после просмотра первого эпизода, режиссер отвел его в сторону и тихо сказал ему : “Арнольд, мне не удобно тебе об этом говорить, но не мог бы ты накачать побольше мускул…” Может быть так, что позади вас будет большое количество креативных идей, но производить новые вы уже не сможете, потому что мышцы давно не получали питательных веществ. Знаний заложено мало. Чтобы рождать идеи, нужно образовывать новые узелки между нейронами, а чтобы образовывать новые узелки, надо чтобы было из чего плести – большое количество разных нитей (в нашем случае нейронов). В этой сети среди миллиона узелков, лишь некторые окажутся креативными идеями. Умение плести сети из нейронов у себя в голове мы и называем развитой креативностью.

Но даже если вы прочтете все книги мира, но не научитесь мыслить, вы заслуживаете только, чтобы вас называли книжным шкафом. Поэтому в завтрашней статье “Как развить креативность 2” речь пойдет о том, как научиться формировать креативные идеи из уже заложенных в нас знаний.

Развитие креативности

Следующая

Как развить креативное мышление



Все записи »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *